Культура

Культура


Значительное влияние на культуру Кипра всегда оказывала близость трех континентов – Африки. Азии и Европы. Благодаря этому влиянию культура и искусство Кипра имеют особый колорит, неповторимое своеобразие и богатство. Кипр называют островом-музеем. Его история уходит в глубокую древность. На острове большое число памятников античной, раннехристианской, византийской культуры. Крепости и замки, мечети и монастыри хранят память о временах Крестовых походов и эпохе османского владычества. На облик страны наложил свой, отпечаток и период британского господства. К раннему неолиту относится поселение Хирокития с мощеной улицей, круглыми в плане жилищами, где найдены каменные сосуды и примитивные идолы, к среднему — керамика с гребенчатым орнаментом. Расписная и краснолащённая керамика с рельефным орнаментом и более сложной по форме идолы из камня и глины, характерны для эпохи ранней бронзы; для эпохи средней бронзы — сосуды с белой обмазкой и с красной или с чёрной росписью, зооморфная керамика. Эпоха поздней бронзы — время расцвета кипро-микенского искусства; в расписных вазах, мелкой пластике, изделия из бронзы, золотых украшений, рельефах из слоновой кости сочетаются эгейские и восточные художественные приёмы; в Энгоми найден город с прямоугольной сеткой улиц и домами с регулярной кладкой. Для периода кипрогеометрического стиля характерны сосуды с геометрической росписью, глиняные фигурки идолов и животных.

 

С началом греческого периода появляются произведения скульптуры из известняка и мрамора, как, например, выразительная мраморная голова Афродиты из Саламина. Возводятся величественные архитектурные комплексы, такие, как знаменитый храм Афродиты в Пафосе, наиболее древние части которого датируются XII в. до н.э. Также здесь сохранились замечательные мозаики из природных камней и роскошные исполинские надгробия, выполненные в мраморе. Пафос не утратил своего значения столицы и в последующие века, о чем свидетельствуют крепости, христианские соборы и мусульманские мечети. Вторым по значению античным городом древности был Китион (Ларнака), где сохранились остатки сооружений XII е. до н.э.Около 1200 г. до н.э. здесь возводились постройки в стиле микенской греческой культуры бронзового века. Во время расцвета Римской империи дворцы и купальни украшались мозаиками с изображением богов и героев, цветов и трав, морских животных, и сегодня поражающими воображение своей точностью и естественными цветами. Таковы мозаики в Амагусе – одном из хорошо сохранившихся античных городов, в Пафосе – бывшей столице острова. Почти тысячу лет Кипр был частью могущественной Византийской империи. Искусство этой эпохи было продолжением античного греческого наследия, с его высоким уровнем мастерства и тонким вкусом. Религиозное и духовное представление о высшем, «горнем» мире призваны были создавать византийские иконы и настенная живопись. Они – своеобразная проекция этого мира, явленная людям для понимания бессмертий души и ее дальнейшего пути. Византийские храмы Кипра сплошь расписанные великолепными фресками, лучшие из которых сделаны в XI–X11 вв. художниками, которые приезжали сюда из Константинополя. Лики святых, взирающие на посещающих храмы с высоты стен, строги и благостны. Их тонкая красота и духовная сила производят на современных людей столь же сильное впечатление, как и много веков назад.Византийское искусство пережившее столетия поддерживалось целым рядом активно работавших кипрских художников, иконописцев и вплоть до наших дней. Произведения, созданные е соответствии с древними канонами и продолжающие вековые традиции, украшают церкви и монастыри по сей день. По всему острову, а особенно – в уединении горной местности Троодо. расположены монастыри, в которых и сегодня живут монахини и монахи. Самым богатым и знаменитым из них является монастырь Киккос с его великолепными иконами, серебряными светильниками, настенной живописью и уникальным музеем. В церкви Панайя Ангелоктисти возле Ларнаки сохранилось мозаичное изображение Девы Марии в полный рост (VI в.) – одно из красивейших в мире свидетельств эпохи императора Юстиниана, родственное мозаикам Равенны, тоже византийского происхождения.Традиции византийского искусства продолжали развиваться и позже, в течение франкского и венецианского периодов, испытывая, влияние местного стиля, на который наложило свой отпечаток искусство Востока. Красивейшая мечеть Кипра – Хала Султан Текке – относится к важнейшим святыням исламского мира.

Готический стиль пришел на Кипр во времена франкской династии Лузиньянов (конец XII в.), приобретая здесь совершенно особые черты. Воздвигаются и богато обставляются великолепные кафедральные соборы и аббатские церкви и, как небольшие церкви в горах, оборудуются низко спускающимися крышами для защиты от непогоды. Изделия из керамики – чаши и кубки – декорируются изображениями фантастических животных с использованием ярких чистых красок. К постройкам франкского и венецианского периодов относятся такие необычные и величественные сооружения, как замок в Лимассоле, замок в Колосси и городская крепостная стена в Никосии.

В конце XX в. появилось современное изобразительное искусство Кипра. Источниками вдохновения для художников и архитекторов являются природа, жизнь людей, исторические события и, конечно, великие памятники древней культуры. Все эти темы получили разнообразное отражение в картинах, скульптуре и архитектуре современного Кипра.

Обретение независимости в 1960 г. дало новый толчок творчеству его граждан. А 1980-е и 1990-е гг. принесли свежую, динамическую струю и энергию творчества. Многочисленные течения, доминирующие в искусстве XX в., оказали свое влияние на художников острова, которые создали современное искусство Кипра, возникшее в первую очередь из различных форм абстрактного искусства, концептуализма и минимализма. Центр искусств в Никосии, разместившийся в старом здании электростанции, организует крупные выставки, которые становятся определенными вехами в культурной жизни острова. Центр активно поддерживает современное искусство и творчество. Городские галереи и центры искусств есть также и в Ларнаке и Лимассоле.